Dark Gardens - форумы о фэнтези

Объявление

Добро пожаловать в Темные Сады!
Администрация:

Klipsida
, Suane
Модераторы:

Morrigan
Время и погода:

23 августа пятница 10.00

На юге солнечно.

Дует легкий ветерок. Температура +20°С

На севере облачно. Температура -19°С
Навигация:

Сюжет
Шаблон анкеты
Карта
Правила
Объявления:
Встречайте новый, революционный дизайн!
Да оживим же ролевую сию бесстыдством и развратом!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Dark Gardens - форумы о фэнтези » Книги и фильмы » Мир Толкиена в свете представлений о расовом превосходстве.


Мир Толкиена в свете представлений о расовом превосходстве.

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Мир Толкиена в свете представлений о расовом превосходстве.

После прочтения или хотя – бы беглого просмотра произведений профессора Дж.Р.Р. Толкиена создаётся определённое мнение о нём и о его мире. Думаю, что не ошибусь, если скажу то, что его мир – это мир, где победили расизм и расовая сегрегация. В данном материале будут представлены попытки доказать данное утверждение.
Для начала следует сказать о резкой полярности данного мира. Полярность выражена достаточно чётко – «вот хорошие ребята, вот плохие». Промежуточные варианты отсутствуют как факт. По своей полярности данный мир напоминает современные фильмы жанра «action», которые производятся на многих голливудских студиях. Стоящие по одну сторону этой «границы» категорически неприемлют стоящих по другую сторону, отношение к контактам с «той стороной» резко отрицательное, нетолерантное. Разграничение между населением мира Толкиена прописано очень обоснованно. Оно шло со времён глубокой древности, тщательно совершенствуясь на пути своего развития. Тем, кто читал «Сильмариллион», будет понятно, что всё началось с конфликта богов. Ничего не напоминает (например, Библию)? Только в христианской религии Бог и Сатана находятся в более – менее равновесном состоянии, а в мире Толкиена и Мелькор, и Саурон побеждены. Надо сказать больше – уничтожены. Выброшены за пределы мира. Создаётся впечатление, что мир Толкиена – это мир диктатуры Добра по принципу «Мы не добрые, мы светлые». Идёт постоянный поиск внутренних врагов. Это созвучно китайскому конфуцианскому принципу «Добро – это то, что приносит в мир порядок». Только вот слово «порядок» понимается всеми по – разному. Также существует некий неписанный закон – любой, кто отступит от «пути добра» (короче, кто возразит против существующих общественно – политических и религиозных догм), того ждёт неминуемая кара. Свобода мысли существует только в очень узких пределах и, как правило, узконаправленна.
Теперь скажем о войнах мира Толкиена. Как известно, все войны сводятся к соперничеству за территорию и ресурсы (природные, людские). Причём эти соперничества можно выставить под любым флагом – крестовый поход, месть за предков, реконкиста и т.д. В мире Толкиена большинство войн велось якобы за поддержание естественного порядка (война Могуществ, война Гнева). В действительности все данные противостояния происходили из того же конфликта богов. Именно боги принесли в мир Толкиена существующий там порядок межрасовой нетерпимости.
Наиболее ярко иллюстрирующая этот порядок раса – эльфы. Эльфы – высшая раса мира Толкиена. Неизвестно, увлекался ли Толкиен идеями Ницше, но данная раса почти полностью списана с идеи «сверхчеловека». Всё, что не убивает, делает их сильнее. К другим расам они относятся так, как относились немецкие солдаты и администрация к населению захваченных территорий – уничтожают и ненавидят нелояльных себе, толерантно относятся к лояльным. К людям они относятся различно: от безразличного отношения до безграничной привязанности. Только в некоторых случаях эльфы входят в такую степень психофизиологической зависимости от людей, что заключают с ними брачные союзы (таких случаев было очень малое количество). Но зачастую между этими двумя расами лежит пропасть взаимного непонимания (а иногда и неприятия). Эльфы – высший идеал физического и физиологического совершенства. Они практически бессмертны. Не это ли мечта немецких пропагандистов о высшей арийской расе? Ещё хуже эльфийская сверх-раса относится к гномам. По отношению к ним эльфы испытывают только неприятие (в лучшем случае) и ненависть (в худшем). Гномы, следует заметить, являются неким идеалом расовой нетерпимости. Эльфы и гномы считают друг друга расово неполноценными. Так как эльфийская сверх-раса генетически неоднородна, то внутри неё существуют свои внутрирасовые конфликты. В мире Толкиена нет принципа «все эльфы братья».
Высшие из высших – ваниары (кв.- те, кто носит золотые волосы). Чем не высшая арийская раса? Далее, по первоисточнику: «Они практически никогда не покидали Валинора…». А что такое Валинор? И вообще, давайте разберёмся с терминологией…
Как известно, мир создал Эру Илуватар, всеотец и т.д. Затем он создал подобных себе существ – Валаров. В общем, легенда стандартная. Затем среди валаров началось «социальное расслоение». Здесь существуют две точки зрения: классическая (Сильмариллион) и альтернативная (ЧКА). Но всё сводится к одному – к зависти. Согласно классической точке зрения, Мелькор (самый великий из валар) начал завидовать Эру, т.к. тот более силён, и пожелал стать таким же. По другой точке зрения наоборот, Эру начал завидовать Мелькору, якобы тот видит и знает слишком много лишнего, чего остальным знать не положено. Не будем обсуждать эти точки зрения, пусть все остаются при своём мнении (jedem das seine), но так или иначе, всё началось именно с этого.
Что такое зависть? Зависть – чувство психологического или психофизиологического дискомфорта личности, вызванное отсутствием у неё тех или иных благ, свойств, ресурсов и т.д (предмет зависти) и присутствием этого у другого (других). Зависть может быть либо белой, либо чёрной. Белая зависть заставляет действовать, прилагать как можно большие усилия в направлении достижения этих самых благ, свойств, ресурсов и т.д, с целью так или иначе сравняться с другим (другими), быть не хуже других (а возможно и лучше). Чёрная зависть заставляет прилагать усилия в направлении уничтожения достижений другого (других), также имея своей целью сравняться с другим (другими), но сравняться вследствие отсутствие у него (них) предмета зависти. Так или иначе, но две противоборствующие стороны после неудачных попыток переговоров решили, что лучшим выходом в данной ситуации будет действие по принципу «жестокость во благо». Последствия их действий наглядно иллюстрирует вся история Средиземья до начала второй эпохи включительно.
Продолжаем. Валинор – некая земля, где живут боги (валар). Он находится на континенте Аман, который, как известно, в последствие был отделён от основной «планеты» (Арды). Т.о., Эру, валар и большинство населения мира Толкиена живут по принципу «нам нет дела до остальных». Эру нет дела до Арды, валар и населению Валинора нет дела до Средиземья и вообще ни до кого.
Что касаемо валар. По первоисточнику: «Все валар равны перед Илуватаром, однако есть у них владыки…»
В общем так: у всех расовых или этнических объединений ярко выражено неравенство. Это логично – в мире Толкиена все низшие расы должны служить высшим. Также ярко выражена избранность (или наоборот – неизбранность) той или иной расы с точки зрения валар и Эру.
Возвращаемся к эльфам. Ваниар являются некими «детьми богов», живут с ними практически бок о бок. Они – избранные.
Ниже ваниар стоят нолдор (кв. – искусные). Среди них также ярко выражено расслоение (в смысле избранности). Кстати, а никто не помнит, с чего это нолдор так «поднялись»? А всё с того, что «некий» Финвэ во времена первого пленения Мелькора, подумав присоединился к общему хору валарских подпевал и подхалимов – мол, наказать его, все его «творения» уничтожить… Причём он в этом отношении перещеголял всех. С ним пришли ещё двое – Ингвэ (будущий правитель ваниар) и Элвэ (будущий харизматический лидер Элу Тингол) и, несмотря на активное «промывание мозгов», никто из них ничего определённого валар по вопросу «А что нам делать с Мелькором?» не сказал. На этой волне нолдор стали считаться избранными и использовали свою харизму на все 100%.
Ещё ниже находятся тэлери и синдар (кв. – серые). У данных этнических объединений, как ни странно, ярко выраженная нетерпимость к другим расам (кроме орков и гномов) отсутствует. Выше было сказано об отношении эльфов к людям. Эти слова применимы в большей степени именно к синдар и тэлери. Нолдор относятся к ним с неким пренебрежением, т.к. синдар «менее искусные» (опять же первоисточник).
Эльфы (все эльфы вообще) ненавидят гномов.
Гномы в мире Толкиена – идеал расовой нетерпимости. Мудрые, искусные, справедливые, но в то же время жадные, недалёкие, ограниченные они относятся с нетерпимостью ко всему, что находится вне пределов их пещер. Гномы создали тайный гномский язык (кхуздул), который немного напоминает арабский; они же создали не менее тайный язык жестов (инглишмек), они старательно прячут своих женщин (если они вообще есть). Гномы предпочли бы никогда не выходить из пещер, но продовольственная и другая зависимость от внешнего мира гонит их на поверхность. Они вынуждены вести торговлю с внешним миром, и от этого ненавидят его ещё более.
Самая непостоянная раса мира Толкиена – люди. Люди разделены множеством барьеров – межнациональных, географических, культурных и т.д. Если эльфы и гномы более или менее генетически сходны, у человеческой расы существует большое число генетических различий, вызванных её повышенной приспособляемостью к условиям внешней среды. У эльфов и гномов существует устойчивость к условиям внешней среды, у людей же – приспособляемость. Это свойство очень помогает выживать, т.к. люди в мире Толкиена действительно «забытые богами». Людям были даны два неких дара – забвения и смерти (у эльфов память вечна, у гномов – долгая). Дар смерти объясняется так – души эльфов после смерти (если она когда – нибудь произойдёт) остаются в пределах Арды, и имеют шанс на реинкарнацию (как говорится, с выдачей нового тела и т.д.). Души людей после смерти уходят в неизвестность. Что там – никто не знает.
Люди постоянно мечутся из одной крайности в другую. Большинство человеческих народов лишено расовой нетерпимости к высшим расам (эльфам, гномам), но зато наделены редкой по силе внутрирасовой нетерпимостью. Они готовы уничтожать друг друга не только за ресурсы, территории, но даже по причине другой идеологии или религии. В своих поступках люди лишены идеологической направленности, ими движут обстоятельства жизни. Люди (большинство народов) искренне почитают эльфов, уважают гномов, эти чувства не являются показными или наигранными. «Люди – младшие дети Эру». К младшим отношение может быть или снисходительное, или по типу «учитель – ученик». К младшим может применяться воспитательное воздействие по методу «кнут и пряник». Эльфы поступают с людьми именно так.

Автор Cemendil.
Взято с эльф-форума:

http://www.allelves.ru/forum/viewtopic. … p;start=60

0

2

Том Бомбадил
Это ты с кем разговаривал?Я в принципе об эльфах знаю многое,но чтобы так... *Заопладировала* Браво!!!

0

3

Валькирия
Раз ты аплодируешь,ты ИМХО наверно даже и не читала эту статью.
Ибо по моему мнению это чистый БРЕД!(Том Бомбадил к тебе это лично никак не относится)
Еще б написали статью про войну в Ираке и соотношение ее с миром Толкиена! :threaten:  :beee:  :blink:

0

4

Lissia
ох как ты не права..скорее ты и не читала статью..крайне много в ней истины..не со всеми моментыми я готв согласиться на сто процентов но  с большинством согласен...

0

5

Мэлакруа
Как раз таки я эту статью читала!И очень хорошо!
Конечно,интересный анализ,но ведь так можно подвести параллель с чем угодно!И не факт что это тоже будет верное сравненье!
Я уверена,что когда многоуважаемый Толкиен писал свою книгу,он об ЭТОМ даже не задумывался!(От этой статьи,он наверно в гробу же пять раз переврнулся ^_^ )

0

6

Lissia
ну естественно он об этом не думал)) он просто творил..а насчет провести параллель с чем угодно..дерзай..мне будет любопытно прочесть какую параллель сможешь провести ты..

0

7

В этом мире настолько все взаимосвязано и разнообразно, что можно найти и доказательства сходства, и различия одновременно, так что ярые споры потипу вражды Светлых и Темных тут ни к чему, статью я, если признаться, сама не сразу осилила, но все-таки прочла, такие труды видела и прежде. На самом деле, валары отнюдь не боги, да и конфликты эльфов с остальными расами в конце-концов исчерпываются, и разве исход и течение войны Кольца нельзя считать объединением рас?

0

8

Suane написал(а):

В этом мире настолько все взаимосвязано и разнообразно, что можно найти и доказательства сходства, и различия одновременно, так что ярые споры потипу вражды Светлых и Темных тут ни к чему, статью я, если признаться, сама не сразу осилила, но все-таки прочла, такие труды видела и прежде. На самом деле, валары отнюдь не боги, да и конфликты эльфов с остальными расами в конце-концов исчерпываются, и разве исход и течение войны Кольца нельзя считать объединением рас?

Suane
Ты прям как Ангел-хранитель форума: сумела одим постом завершить так,чтобы и всем понравилось и никто не обиделся:)Я тебя обожаю! :P
Мэлакруа
Умела бы писать-написала=))Я же не поэт и не писатель ,я всего лишь скромный критик и читатель=) ^_^

Отредактировано Lissia (2007-06-09 15:04:52)

0

9

Lissia
У меня посещаемость уроков физ-ры была больше, чем форума (на которые я не ходила с первого триместра), так что пытаюсь исправиться.  ;)

0

10

Постараюсь помочь Lissii насчет того, что если следовать таким ключом, то можно кучу параллелей проводить- согласен, вот только не все эти параллели будут заслуживать должного внимания. Для примера тезисно постараюсь набросать:

Антанта (Светлый совет)---Тройственный союз(Мелькор, Саурон)--------Первая мировая война

Союзники (Светлый совет)---Фашистская германия (Мешлькор, СауроН)-------------------Вторая мировая

НО,   respect Малэкруа, будет полная чушь процентах в девяноста параллелей...

Что касается статьи, то мне все-таки кажется, что это прикольный анализ... Не совсем согласен, что там написано, но сильно, ниче не скажешь. Так что статья ничего---сам прчитал с удовольствием...

0


Вы здесь » Dark Gardens - форумы о фэнтези » Книги и фильмы » Мир Толкиена в свете представлений о расовом превосходстве.